изюминка

главная
| |--> 2002
| |--> 2003
| |--> 2004
| |--> 2005
| |--> 2006
| |--> 2007
| |--> 2008
| `--> 2010
|--> e-mail

 
 



В этом разделе приводятся некоторые уникальные сведения о фотографии в самом широком смысле, которыми автор решил поделиться с читателями.

Камера камере - рознь

Всё-таки разница какой камерой снимать есть, и она огромна. Влияние оказывают практически все функциональные особенности той или иной камеры. Есть разница в съёмке плёночной и цифровой камерами, в съёмке узкоформатной и широкоформатной камерами, в съёмке механической и электронной плёночными камерами, в съёмке дальномерной, шкальной или зеркальной камерами...

И вот в чём главное отличие - в самом процессе съёмки. Отличается размышление фотографа, обнаруживается разная последовательность действий при создании кадра, а главное - разное восприятие этого процесса самим фотографом. Одному фотографу ближе дальномерка, другому автоматическая SLR, третьему - и то и другое, но каждое для отдельного случая. Себя отношу как раз к этой последней группе.

Большое значение имеет привычка, которая формируется годами, к съёмке определённой камерой. В этом случае следующую камеру выбрать даже сложнее, чем при покупке самой первой камеры.

Заострю внимание читателя на трёх моментах, которые неочевидны поначалу, но впоследствии играют немалую роль в отношении к камере и процессу съёмки. Эти особенности применимы к SLR камерам. Пытливый читатель с лёгкостью даст развитие этой мысли, в том числе для других типов камер.

1. Характеристики видоискателя
Обратите внимание на размер отображаемого поля кадра, оптическое увеличение, яркость и цветопередачу, форму и размер глазка, дополнительную индикацию в видоискателе.

2. Тактильные характеристики
Уделите внимание материалам из которых состоит внешняя поверхность камеры, а также специфическим усилиям, необходимым для вращения рычажков, курков, колец и т.п.

3. Звук работы камеры
Звук срабатывания затвора, звук перемотки плёнки, звук фокусировки объектива, а также многие другие менее значимые.

Рисунок оптики

Каждый объектив имеет уникальную особенность - рисунок оптики. Для тех, кто впервые сталкивается с этим понятием сообщу, что любая линза особенным образом преобразует проходящий через неё световой поток, отсюда и получается неповторимость передачи света на поверхность плёнки для каждого объектива.

В данном случае - дело вкуса. Можно сравнить со вкусом, например, чая, понимание которого приходит не сразу. "Самой-самой" в этом смысле оптикой для 35mm SLR считается продукция фирм Leica и Contax (Zeiss). Также есть немалое количество прекрасных объективов российского производства, на слуху Юпитер-8 50/2.0 (копия с Цейс Зоннар, разработанного в 1930-хх), который выпускался с конца сороковых годов двадцатого века для дальномерных камер ФЭД, Зоркий и Киев. Этот объектив до сих пор повсеместно используется фотолюбителями, некоторые из которых знают и об эффекте сдвига фокуса, которому подвержен этот оптический шедевр мастеров середины 20 века.

Мне довелось увидеть скан изображения, снятого объективом Planar CFE 2.8/80 камерой Hasselblad 501. Создалось впечатление, что рисунок самой оптики полностью отсутствует, то есть перед глазами изображение как оно есть - идеально прозрачное и чистое. Не скажу, что это замечательно, но иногда именно это и требуется.

Ещё один пример. Оптика Nikon считается в целом самой резкой. Это так. Но резкость сама по себе не должна являться главным критерием выбора объектива, резкость ещё не гарантирует красивого рисунка оптики. На самом деле существуют весьма разные объективы Nikkor в плане оптического рисунка и у каждого из них свой неповторимый почерк. Вопрос в том, понравится ли этот рисунок именно Вам?

Цифра и плёнка

Сколько споров? Сколько громких фраз? Сколько волнений? Мне в данном случае странно всё это слышать и наблюдать.

Изображение на плёнке - это кусочек материи! Цифровое изображение - это последовательность цифр 0 и 1 записанная тем или иным образом на какой-либо носитель данных, например, магнитную ленту, прослушав которую на магнитофоне мы услышим характерный шум, однако специальное программное обеспечение сможет показать нам эту последовательность цифр в виде картинки. Говоря проще, снимая на плёнку получаем после проявки материальное изображение, снимая цифровой камерой получаем виртуальное, т.е. изображения ещё как бы и нет, есть только его кодовое представление.

Что общего? Кое-что есть. И то и другое определённым образом передаёт информацию о конкретном оптическом рисунке пространства-времени, который имел место быть на протяжении выдержки отработанной затвором камеры. И то и другое можно распечатать на каком-либо материале в виде изображения. И то и другое называется фотоизображением.

Что разного? Плёнка и цифровая матрица по-разному захватывают свет, т.е. картинка получается далеко не одна и та же.

Ещё одна мысль состоит в следующем. Что собственно видит человеческий глаз? Свет преобразуется с помощью нервной системы в ощущения, которые обрабатывает такой непревзойдённый инструмент как человеческий мозг. Так вот, о вкусах не спорят. Кому-то милее рассматривать фотографии цифровые, а кому-то только слайды через проектор на большом экране... Мне, кроме прочего, очень нравится такое изображение как дагеротип (одна из первых фото-технологий).

Я не являюсь сторонником только одной из этих технологий и время от времени использую обе, а также их гибрид, возникающий при сканировании плёнки. При этом хорошо понимаю, что для получения фотоизображения в тех или иных условиях, для той или иной цели наилучшим образом применима именно одна из этих технологий.

Автоматическое и ручное в фотографии

Эта тема имеет обширную почву именно в фотографии, как искусстве невозможном без применения техники.

Приведу два весьма показательных примера.

Пример 1. Фотограф снимает цифровой камерой в полностью автоматическом режиме и отдав камеру в минилаб получает готовые отпечатки.

Пример 2. Фотограф снимает цифровой камерой в ручном режиме. Обрабатывает изображение дома на компьютере. Затем отдаёт особым образом подготовленные файлы для печати без коррекции в минилаб.

Очевидным является тот факт, что чем выше мастерство фотографа, тем больше ему показаны действия из второго примера и тем качественнее будет отпечаток.

Если развивать мысль ещё дальше, то чем больше фотограф делает вручную в процессе получения отпечатка, тем больше он творчески выражает своё видение и понимание. В противном случае получается уже совсем другая фотография, которую более правильно назвать "автоматическая распечатка", при этом роль "фотографа" состоит только в выборе момента съёмки и композиции кадра.

Такая разная фотография

Современная фотография многогранна и безгранична. Она постоянно развивается, видоизменяется и впечатляет своими новыми проявлениями. Область фотографии крайне интересна для анализа и исследования не только самого искусства светописи, но и всех проявлений жизни человека.

Современные люди называют фотографом практически любого человека с камерой, также выделяют любителя и профессионала, начинающего и опытного, посредственного и заслуженного.

В каждом отдельном случае нужно иметь ввиду о каком именно типе фотографии идёт речь. Одна и та же карточка может быть одновременно замечательной и посредственной в зависимости от того к какому типу мы её отнесём.

Как правило, самые выдающиеся фотографии являются таковыми по причине признания их большинством той или иной группы людей. Однако есть и некоторые общие принципы оценки изображения, например, техническое качество, композиция, выразительность и другие.


 

Дата обновления статьи:
31.03.2005


 


Обновлен:
5.01.2011 
 
Всего гостей: 142877 
Сейчас: 1 
 
© Д.А.Таранов
2003 - 2019
 
© дизайн d-i-d grafix

При любом воспроизведении материалов проекта требуется указание правообладателя и источника.
 
Все товарные знаки принадлежат их владельцам.
 
Для предотвращения недоразумений в связи с использованием информации проекта рекомендуется обращаться к правообладателям материалов и автору.